Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан

Доклад Министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан Сергея Афонина на расширенном заседании коллегии Минжилкомхоза РБ 21.11.2013 года

20 Декабря 2013
137
1
Уважаемы коллеги!

Подводя итоги работы предприятий жилищно-коммунального комплекса республики за прошедшие 9 месяцев 2013 года хочу отметить, что объем реализации товаров и услуг организациями жилищно-коммунального хозяйства составил 26,6 млрд. рублей, что больше аналогичного периода прошлого года на 12,7% (было 23,6 млрд. рублей).

Доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства составила 10,5%, для сравнения за 9 месяцев 2012 года этот показатель составлял почти 12% (11,8%).

Должен отметить, что доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства является одним из показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти. По итогам года этот показатель по отрасли должен составлять не более 10,0%. Учитывая финансовую помощь из республиканского бюджета, оказанную в текущем году коммунальным предприятиям, прошу взять на контроль исполнение этого показателя.

Обращаю внимание, что по итогам 9-ти месяцев из 34 убыточных организаций 19 организаций являются муниципальными унитарными предприятиями, среди которых есть жилищные организации, предприятия тепло-, водоснабжения и водоотведения, благоустройства и многоотраслевые организации.

В целом, оказались в убытках жилищно-коммунальные комплексы 11 муниципальных районов и 3 городских округов.

В связи с этим нужно отметить, что по итогам Госсовета, посвященного вопросам ЖКХ, в мае этого года, в целях обеспечения достижения целевых показателей, Президентом Российской Федерации было поручено проводить передачу объектов жилищно-коммунального хозяйства государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление, частным операторам на основе концессионных соглашений.

Считаю, администрациям необходимо проанализировать работу своих предприятий и принимать необходимые решения по продолжению деятельности убыточных организаций, а также принять безотлагательные меры по выполнению Указа Президента России № 600 и решений Правительства России и Правительства Республики Башкортостан, принятых в развитие этого указа. Особенно обратив внимание на готовность к управлению коммунальными объектами и предоставлению услуг по концессионным соглашениями и договорам долгосрочной, более 1 года, аренды.

Прошу учесть, что Планом действий, утвержденным Правительством России, по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, объекты коммунальной инфраструктуры должны быть переданы в концессию до 1 января 2015 года. А для этого необходимо завершить оформление прав муниципальной собственности на эти объекты, в том числе на бесхозяйные, до 1 июля 2014 года, оптимизировать их количество, освободиться от объектов, не используемых для предоставления коммунальных услуг или повысить эффективность их использования.

Руководство республики с пониманием относится к проблемам, накопившимся в отрасли, однако надеяться, что решение этих проблем будет достигаться только повышением тарифов не стоит, необходимо предлагать взвешенные, экономически просчитанные решения с четким пониманием конечных результатов реализуемых мероприятий.

Хочу остановиться на вопросе сбора платежей за оказанные населению жилищно-коммунальные услуги, учитывая, что он также является одним из критериев оценки деятельности отрасли.

На 1 октября текущего года собираемость составила 95,3%, ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1% (было 96,4%).

Вместе с тем анализ показывает, что в отдельных районах уровень собираемости платежей меньше среднереспубликанского, так в Баймакском районе - 84,8%; в Абзелиловском районе - 88,5%; Кугарчинском районе - 88,3%; Бижбулякском районе - 88,7%, Кушнаренковском районе - 88,9%.

Большое влияние на финансово-экономическое положение организаций отрасли оказывает задолженность за поставленные ресурсы, что в свою очередь влияет на платежи за энергоносители (природный газ и электрическую энергию).

На 1 октября 2013 года долги всех потребителей за жилищно-коммунальные услуги составляют 5,8 млрд. рублей, в том числе на население приходится - 50% задолженности, на промышленных потребителей – 46%, на бюджетные учреждения – 4%.

Задолженность населения с начала этого года увеличилась более чем на 400 млн. рублей и по итогам 9 месяцев текущего года составляет 2,9 млрд. рублей.

Проблемы низкой собираемости платежей населения, рост кредиторской задолженностей жилищно-коммунальных предприятий сказывается на подготовке коммунальных объектов к работе в осенне-зимний период.

Так, общий долг сократился по сравнению с августом, но в тоже время с началом отопительного сезона начал возрастать. Другими словами, мы с Вами не расплатились с «Большой энергетикой» в установленные сроки.

Мы вошли в отопительный сезон с задолженностью перед «Газпром межрегионгаз Уфа» 633,6 млн. рублей (на 1 ноября 2013 г.) против 353,9 млн. руб. в прошлом году, почти на 60 млн. рублей увеличили задолженность группе компаний «Интер РАО ЕЭС» и на 390 млн. руб. ООО «ЭСКБ» за поставленную электрическую энергию.

Необходимо на местах принять самые решительные меры по ликвидации имеющейся задолженности. Резервы для этого имеются.

Хочу остановиться на финансовой помощи бюджета Республики Башкортостан для нужд жилищно-коммунального хозяйства республики.

В текущем году на мероприятия по подготовке к зиме объектов жилищно-коммунального назначения из республиканского бюджета выделены финансовые средства администрациям муниципальных образований в сумме 1 880 млн. рублей.

Кроме этого, сельским поселениям оказывается финансовая помощь на благоустройство и дорожную деятельность в сумме 327 млн. рублей.

Учитывая, что в настоящее время идет формирование местных бюджетов администрациям необходимо уже сейчас определиться с программами и мероприятиями, в которых планируется принимать участие, а также с объемами софинансирования их за счет средств бюджетов районов и городов.

Обращаю ваше внимание, что в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан № 454 с 2014 года по 2018 год будет оказываться финансовая помощь на приобретение тракторов для сельских поселений и коммунальной техники для городов. Объемы и условия софинансирования постановлением определены.

На мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов, с учетом средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, в текущем году выделено 398 млн. рублей.

Все Вы знаете, что в настоящее время в республике осуществляется формирование системы капитального ремонта многоквартирных домов, которая коснется всех жителей многоквартирных домов республики. Создана некоммерческая организация Фонд «Региональный оператор».

До конца года будет завершена работа по подготовке и принятию нормативных актов Республики Башкортостан, регламентирующих организацию и проведение капитального ремонта многоквартирных домов в республике. Минимальный размер ежемесячного взноса на капремонт будет установлен в размере от 5 до 6 рублей за квадратный метр. При этом собственники на общем собрании смогут самостоятельно установить размер взносов, превышающий минимальный установленный размер.

На основании предоставленных данных от городов и районов заканчивается формирование республиканской программы капремонта, в которую будут включены все дома (кроме аварийных и подлежащих сносу), где необходимо выполнить капремонт, с указанием сроков его проведения.

Экзаменом для жилищно-коммунальной отрасли является прохождение осенне-зимнего периода.

Хочется отметить, что мы достаточно организованно вступили в отопительный сезон. Все мероприятия, предусмотренные постановлением Правительства республики по подготовке объектов энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и социального назначения к предстоящей зиме, были выполнены в установленные сроки и в полном объеме. Ход выполнения предзимних мероприятий находился под постоянным контролем Правительства республики, федеральных органов власти, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и Госжилнадзора.

До начала отопительного периода был сформирован необходимый запас топлива, заготовлены материально-технические ресурсы для устранения возможных аварийных ситуаций на общую сумму 183 млн. рублей, образованы и укомплектованы аварийные бригады.

В процессе подготовки к зиме были заменены 278 км водопроводных сетей при плане 234 км, что составило 119%, и 84 км тепловых сетей (в двухтрубном исчислении) при плане 81 км, что составило 104%.

Одним из основных вопросов при подготовке к зиме является обеспеченность объектов тепло-, водоснабжения резервными источниками электроэнергии.

Обеспеченность объектов коммунального хозяйства резервными источниками электроснабжения составляет 100%.

Результаты подготовки к зиме показывают, что они направлены, прежде всего, на повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения, обеспечение надежности систем жизнеобеспечения и повышение эффективности деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса.

Вместе с тем, уважаемые коллеги, у нас еще много недостатков и нерешенных проблем, а также резервов для улучшения работы. Вы знаете, что со стороны руководства республики значительно повысились требования ко всем видам деятельности, особенно в сфере, связанной с повседневной жизнью граждан, к которой относится наша отрасль.

Начну с того, что с 23 сентября мы вступили в отопительный период и с этого момента только в министерство ЖКХ поступило 54 обращения от граждан, связанные с отсутствием или неудовлетворительным состоянием отопительных приборов в отдельных квартирах и целых домах. Это результат недостаточно тщательной подготовки к пуску тепла и слабой организации по оперативному реагированию на обращения граждан на местах.

Как вы знаете, информационные технологии развиваются и идут вперед. Сейчас граждане могут напрямую обратиться к руководству республики и страны, что они и делают.

Должен также напомнить, что не все гладко прошло и при пуске тепла.

Так, основной причиной задержки пуска тепла в Благоварском и Татышлинском районах стал несвоевременный расчет за поставленный природный газ. Из-за задолженности за электрическую энергию с задержкой к подаче тепла приступили в Федоровском районе. Причиной опоздания пуска тепла стала задолженность МУП ЖКХ «Железнодорожный» в селе Улу-Елга за поставленное тепло от котельной РЖД.

Должен отметить, что паспорта готовности муниципальных образований были представлены всеми своевременно, в установленные Правительством республики сроки – 15 сентября 2013 г.

При этом, впервые в текущем году, в связи с вступлением в действие с 26 мая 2013 года Правил оценки готовности к отопительному периоду утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 был установлен период проведения Западно-Уральским управлением Ростехнадзора проверок готовности муниципальных образований к отопительному периоду 2013 – 2014 годов, установленный с 1 октября по 1 ноября 2013 года и срок выдачи паспортов – не позднее 15 ноября.

Учитывая, что паспорт и акт готовности к отопительному периоду, выданные Ростехнадзором, являются неотъемлемой частью паспортов готовности муниципального образования, мы просили Вас представить их в министерство до 15 ноября.

К сожалению, проявляют недисциплинированность в выполнении своих обязанностей большинство муниципальных образований, которые получили средства на реализацию Республиканской целевой программы «Модернизация систем наружного освещения населенных пунктов».

Напомню, что в прошлом году на коллегии по итогам работы за 9 месяцев просили обратить Ваше внимание на то, что в этом году объем финансирования по данной программе уменьшится почти в 3 раза и финансирование будет осуществляться в рамках РАИП, ужесточаются требования к участию в программе. Для включения в программу необходимо будет иметь проектно-сметную документацию, имеющую положительное заключение Главгосэкспертизы.

На эти цели в этом году на условиях софинансирования из республиканского бюджета выделено 11 муниципальным образованиям средства в размере 52,9 млн. рублей.

На 18 ноября 2013 года за выполненные объемы работ перечислено 11,7 млн. рублей двум муниципальным образованиям или 22,1% от общих выделенных средств.

Уважаемые руководители районов и городов, как помните, программа на текущий год была составлена по вашим заявкам, с соответствующим технико-экономическим обоснованием, а ход выполнения вызывает полное разочарование. Учитывая, что все эти мероприятия направлены на улучшение качества жилищно-коммунального обслуживания населения, я прошу руководителей муниципальных образований принять все необходимые меры по завершению этой работы, потому что до конца года остается очень мало времени.

Здесь также хотелось отметить, что в 2013 году Контрольно- счетной палатой республики была проведена проверка целевого и эффективного использования средств выделенных на реализацию программы «Модернизация систем наружного освещения населенных пунктов». В ходе проверки выявлен ряд нарушений и недостатков при реализации программных мероприятий. В частности – поставлено под сомнение достоверность отчетов муниципальных образований из-за отсутствия материалов по инвентаризации и инструментальных замеров освещённости улиц, необоснованности расходов бюджетных средств и т.д.

Я не буду озвучивать все выявленные нарушения, материалы о результатах проверки у Вас имеются.

Уважаемые коллеги, вы знаете, что в соответствии с Планом поэтапных мероприятий, во исполнении Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», муниципальные образования в срок до 1 декабря 2013 года должны утвердить схемы тепло-водоснабжения и водоотведения.

Хочу отметить, что в республике по установленным критериям необходимо утвердить 62 схемы теплоснабжения и 107 схем водоснабжения и водоотведения.

На сегодняшний день стадия разработки и утверждения схем выглядит следующим образом:
- по теплоснабжению – утверждены 24 схемы, 24 схемы находятся в стадии утверждения, 14 схем в процессе разработки;
- по водоснабжению и водоотведению – утверждены 16 схем, 12 схем находятся в стадии утверждения, 79 схем в процессе разработки.

До конца установленного срока практически не осталось времени и я прошу руководителей муниципальных образований принять все необходимые меры по завершению этой работы.

Необходимость усиления борьбы с потерями остается по-прежнему актуальной задачей.

В текущем году по республике потеряно в сетях около 31 млн. кубических метров воды, что составляет 15,4% к объему поданной воды в сеть и 588 тыс. Гкал или 17,3%. Для сравнения, этот показатель за прошлый год составлял 14,7% и 14,4% соответственно.

Из года в год, мы вкладываем огромные государственные средства, средства предприятий, говорим, что износ уменьшается.

Почему растут потери? Здесь требуется глубокий анализ эффективности вложений.

Основой для повышения надежности коммунальных систем является эффективность финансово-хозяйственной деятельности.

Основными факторами здесь являются снижение удельных затрат на производство ресурса на основе внедрения современной техники, технологии, оптимизации систем жизнеобеспечения, их реконструкции и обновления. Ключом к решению этих проблем является развитие государственно-частного партнерства.

Мы неоднократно говорили на эту тему, что необходимо разработать планы комплексного развития муниципальных образований, инвестиционные программы, получать надбавки к тарифам, утверждать тарифы на подключение. Дело с мертвой точки так и не трогается, мы имеем только единичные примеры попыток идти в этом направлении.

Уважаемые коллеги!

Должен отметить, что 19 сентября 2013 года республику посетил с рабочим визитом заместитель министра регионального развития Российской Федерации Дарькин Сергей Михайлович. На совещании по вопросу о готовности к осенне-зимнему периоду 2013-2014 годов объектов жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан им была дана положительная оценка готовности объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры республики. Но это не должно расслаблять, все вы знаете слабые места и над чем нам надо работать.

По прогнозам синоптиков предстоящая зима ожидается суровой и достаточно долгой. В связи с чем, хочу призвать вас к серьёзной мобилизованной работе в отопительном сезоне. Необходимо проверить и обновить планы взаимодействия аварийных и дежурно-диспетчерских служб при локализации и ликвидации чрезвычайных ситуациях. При возникающих проблемах необходимо держать связь с нашей диспетчерской службой и МЧС, оперативно подключать свои аварийные службы для предотвращения и устранения нештатных ситуаций.

Прошу принять меры по улучшению работы с обращениями граждан, обеспечить своевременное и качественное их рассмотрение. Просто так люди не обращаются, нужно более внимательно относиться ко всем поступающим жалобам и заявлениям, без «отписок» и волокиты устранять имеющиеся недостатки, в возможно короткие сроки.

Руководителей муниципальных образований прошу обеспечить устранение всех обозначенных недостатков и обеспечить население бесперебойными коммунальными услугами.

Спасибо за внимание!